Все уже в сообществах на Hobbyportal.ru, а вы всё ещё здесь?
Уважаемые пользователи форума Hobbyportal.ru, по решению администрации портала,
форум Хоббипортал продолжит своё существование в автономном режиме и больше не
будет поддерживаться. Все мастера рукоделия теперь обсуждают самые интересные темы в
разделе Сообщества на Hobbyportal.ru, присоединяйтесь!
Нина Либин мастер, преподаватель и пропагандист техники фриволите, создатель авторской техники декорирования кружева фриволите бисером и самоцветами, которую она назвала БИНИЛЬ
Интервью вела Ирина Астратенко. - сентябрь 2004г.Бисер и редкие рукоделия на www.beadsky.com.
Вы были в числе первых, кто стал возрождать забытое искусство кружевоплетения фриволите?
Да, я была в первой группе из 10-12 энтузиастов, это было в середине 80-х (1984-86). В этой же группе была Анна Григорьевна Вечерская. В 1986-88 по просьбе своих московских друзей, я проводила начальный курс по фриволите для небольшой группы людей. Впоследствии в Москву ездила Вечерская. Не знаю, как распространялось фриволите дальше, но, судя по количеству книг о фриволите, выходящих в России, челночное кружево стало популярным. По моим источникам в начале ХХ века, фриволите было известно (преподавалось в женских гимназиях) только в С-Петербурге и в Тифлисе (Тбилиси).
Несколько слов о технике фриволите?
Основной инструмент - челнок, материал - нить, достаточно прочная для затягивания узлов. Челноком плетут двойные узлы, между узлами оставляют петельки-пико; место пико определяется схемой рисунка. Из двойных узлов и пико, по счету, выплетаются кольца и дуги - основные элементы челночного плетения.
Плетение это появилось в Европе в XVIII веке и производилось длинным челноком из объемного, часто шелкового шнура. Во второй половине XIX века оно выполнялось маленьким (не длиннее 7 см) челноком из тонких крученых бумажных ниток и шло в основном на отделки воротников и платочков, на изготовление розеток, а также на отделку краев с узором в два-три ряда. Принято считать, что первоначальное название этой техники утрачено, но скорее всего челночное кружево выделилось из двух древних ремёсел: вязание узлов руками (макраме) и вязание узлов руками с помощью специального челнока. Поэтому в разных странах оно называется по-разному, часто по названию инструмента.
В России и во многих странах Европы, куда челночное плетение пришло из Франции, оно называется фриволите (frivolite). В Италии, - это occhi (глазок). В Германии - shiff с henarbeit (работа челноком). В странах Ближнего Востока и в Турции это кружево сохранило свое древнее название – makuk или mekik (челнок). Английское название tatting (нечто собраное из кусочков)
С чего началось Ваше увлечение?
С коклюшечного кружева. Все энтузиасты возрождения фриволите были из первого в Ленинграде класса по коклюшечному кружеву при одном из домов культуры. Все ученики в этой группе были опытными рукодельницами, и одна из них упомянула кружево «фриволите» – таинственное название полностью забытого рукоделия, которое она слышала раньше от бабушки. И мы, примерно 10 увлечённых женщин, решили его восстановить!
Тогда у нас имелась очень плохая фотокопия нескольких станиц по фриволите из книги 1902 года, как выяснилось это был перевод из Полной Энциклопедии Рукоделий Терезы де Дилмонт. ( The Complete Encyclopedia of NEEDLEWORK by Th e r e se de Dillmont ). В 1991 году в Москве эта книга вышла по-русски, она называется «Курс Женских Рукоделий», - полная перепечатка издания 1902 года.
Готовых челноков не было (свой первый челнок я сделала из пластмассовой линейки). Но очень скоро появилось множество пластмассовых,* деревянных и металлических челноков разных форм и размеров, так что наши ученики были обеспечены и челноками и пособиями, которые разрабатывал каждый преподаватель. Через короткое время начали появляться и книги.
*Позже, вместе с замечательным мастером И.М. Аркадьевым, я разработала специальный челнок (он так и называется «челнок для бинили»), удобного размера для моих маленьких рук и очень вместительный (на один челнок помещается 7-8 метров тонкой нити и около 500 бисеринок).
Восстановление техники фриволите – это был непростой, но очень увлекательный процесс, он включал поиски материала, работу с музейными кураторами, освоение техники, наработку образцов, подготовку курсов разных уровней и публикации. Участники этой группы стали первыми преподавателями в Ленинграде и Москве.
Нина, Вы первая начали включать в кружево фриволите бисер?
Я искренне так считала, когда появились первые работы было радостное ощущение "открытия" и удивления: неужели никто еще до этого не додумался? Начала искать прототип, читала книги и журналы, разговаривала со специалистами-бисерщиками, с хранителями музеев, с коллегами в США. Теперь-то я знаю что первые образцы и даже первые публикации о включении бисера и бус в челночное плетение относятся к самому началу ХХ века, по одним источникам, а по другим, - даже к 90-м годам Х1Х века.
В результате могу сказать, что моё «открытие» основано на очень широко известном приеме, который со времен Древнего Египта присутствует в любом рукоделии, где участвуют бисер и нить, от вышивки до плетеного кружева и ткачества. Веками используется этот традиционный и очень логичный прием: сначала нанизать бисер, а потом вязать, плести, нашивать... Я использую эту технику с 1984-85гг и продолжаю ее совершенствовать. "БИНИЛЬ" ( БИ сер НИ ны Л ибин) обозначает не общий принцип использования бисера в челночном кружеве, а мой вариант работы с бисером, в котором фриволите используется как основная техника для организации бисера в форме кружева. Впервые этот термин появился в моей статье «БИСЕР и ЧЕЛНОЧНОЕ ПЛЕТЕНИЕ» в журнале Декоративное Искусство СССР, №8, Москва 1988г.
*Впервые мои работы были показаны в 1990 на выставке «Бисер в Культуре Народов Мира» в Музее Этнографии в Ленинграде.
* В течение 15 лет (1986 – 2000) Ленинграде, Москве, Иерусалиме, Тель-Авиве и Нью-Йорке устравались небольшие домашние сборы (Чай с Бисером), на которых я показывала последние работы, рассказывала про бисер и фриволите, демонстрировала технику. Несколько таких сборов становились Балом с Бисером: с музыкой и танцами, причём все присутствующие женщины надевали украшения из БИНИЛИ.
Что вы считаете своим самым большим достижением?
То, что БИНИЛЬ (техника и кружево) воспринимается и в бисеро- и в кружево-плетении, не как аббревиатура, а как понятие, которое не требует расшифровки. Английские кружевницы даже ввели в обиход глагол (по-английски это одно и то же слово, так что вместо to make Beanile lace = плести кружево биниль или to work in Beanile technique = работать в технике биниль, они используют to beanile = бинилить).
Дополнительная информация:
Моя книга "Челночное Кружево из Бисера, техника кружева БИНИЛЬ", - это учебник для начинающих плести с бисером. Выходные данные и краткую аннотацию можно увидеть на многих сайтах, в том числе и на моём - Книга Нины Либин "Tatted Lace of Beads, the techniques of BEANILE Lace" Про информационный бюллетень «Бисерное Кружево» можно прочитать здесь: "Кружево из бисера Нины Либин - I" и здесь: "Кружево из бисера Нины Либин - II" Там же есть и фотографии вещей, включённых в каждый конкретный выпуск. Для желающих попробовать мою технику на сайте есть страница разработок, с инструкциями, которые можно распечатать бесплатно: "Бесплатные авторские схемы фриволите - БИНИЛЬ Нины Либин".
Фриволите - это старинная техника тонкого челночного кружевоплетения. Искуствоведы полагают, что эта техника зародилась в Древнем Египте и Китае, а в 16-17 веках она распостранилась в Италии и Франции, далее по всей Европе и Америке. В Россию фриволите пришло из Франции, по это в русском языке закрепилось французское название этой техники кружевоплетения. Встречается ещё одно название - Итальянское кружево. Ведь первая страна в Европе развившая и популяризировавшая фриволите это Италия.
Смысловое значение, которое несёт слово фриволите, указывает на то, что в кружеве очень много пустот, свободного места. Это изумительно тонкое и единственное кружево, которое дает эффект кoнтраста орнамента и свободного пространства.
Теперь плавно переходим к главному.
Использование бисера при плетении кружева.
Традиции использования бисера в фриволите развивала Нина Либин, в 1988 году она назвала свою технику плетения с бисером - БИНИЛЬ. Это слово является аббревиатурой от слова BEAdwork by NIna Libin. У нас же в россии появилось свое модное направления, сочетающее в себе много разных техник с использованием бисера и камней, которое возниклов 1990-е годы.
Также здесь интересная информация:http://vin.ru/content/view/229/1/
Автор бинили Нина Либин.
Она наша соотечественница, хоть и живёт теперь в США. И даже родилась со мной в одном городе - Ленинграде! По образованию Нина специалист по английской литературе. В середине 80-х годов группа энтузиастов решила возродить забытое искусство "фриволите". И Нина Либин оказалась в их числе. А сейчас она - автор необычной техники, сочитающей приёмы плетения челноком, бисер и кружевоплетение, участник выставок, признанный Мастер с большой буквы, обучает и выпускает книги по своей технике. Наша участница Levi набралась смелости, и написала Нине Либин письмо, с просьбой об интервью, но взять его не успела, и доверила мне это дело. Я ужасна рада, что Нина ответила на моё письмо и на вопросы о её технике!!! Итак! Прошу внимания - БИНИЛЬ!
Что значит "Биниль"?
«Биниль», - это аббревиатура трёх слов: бисер Нины Либин
- Какой год можно считать годом рождения Бинили?>
1985
- Техника фриволите уже не такая редкость в России. А вот Биниль всё ещё большая экзотика, хоть и рождение состоялось в России. Расскажите подробнее о самой технике.
На нить предварительно нанизывают нужное количество бисера. Если рисунок многоцветный, бисер набирают в определенной последовательности. Подготовленную нить наматывают на два челнока и работают в технике челночного плетения, закрепляя каждую бисеринкудвойным узлом. Узлы придают необходимую жесткость бисерным кольцам и дугам. Количество бисеринок между узлами определяет размер элементов плетёного рисунка и позволяет бесконечно варьировать их контуры и очертания готовой вещи. Авторское название техники «биниль».
- В чём отличие техники Биниль от Анкарас? Ведь обе они сочетают плетение челноком и бисер.
Если очень коротко: БИНИЛЬ, - это скорее бисерная техника, в которой узел и основные элементы фриволите используются для организации и аранжировки бисера, стекляруса, бус….
АНКАРС, - это фриволите декорированное бисером и бусами…
За прошедшие годы и в той и в другой технике нашли своё место различные способы низания бисера и плетения челноками, также наработаны многочисленные новые приёмы.
спасибо за ссылки! кстати вон ту закладку, которая 5-ая сверху картинкой я плела , вот она
Только я её короче сделала, т.к. честно сказать замучилась с бисером и цветочками. 1ый раз тогда пыталась бисер вставлять.
Подскажите, может у кого какие идеи, - очень много вижу мелких деталей сплетённых фриволите, всевозможные мелкие сердечки, бабочки, зверюшки, цветочки и пр.
Куда их можно реально приспособить потом, для чего они? Единственная идея которая мне пришла - для скрэпбуков. Может ещё как-то м. использовать?
(а я сейчас плету салфеточку, большую, розово-белая, - кофейную (на кофейный столик).
Вопрос хороший, куда это пристраивать. Я сама не люблю всяких мелких сувенирчиков и деталек, если честно. Поэтому фриволите я бы плела или воротники или кайму или, на худой конец, салфетки.
Один раз я использовала 3 цветочка для открытки на день варенья подруги, на детскую одежду мне кажется, тоже можно, аппликацией.
Но если честно, я бы рассматривала подобные мотивчики только как запчасти для какого-то более крупного изделия. Например, мелкие сердечки- в ленточку или кайму, цветочки- в кофточку. Можно комбинировать с крючком или спицами, вставлять между мотивами.
Еще подобные мотивы популярны в Швеции в виде круглых подвесок на окна, когда в проволочный круг вставляется мотив и прикрепляется по окружности, все подвешивается на шнурок- и на окна.
Милая людям,
Это конечно, не фриволите, но идея совсем неплохая, я бы оставила ее в темке, можно мотивчики и на сумку- будет красиво.
Boт такие мелкие сердечки, цветочки, бабочки ... я бы прикрепляла и на такиx сумкax, и к одежде.
Но я сама тоже не люблю мелких сувенирчиков. _________________ http://www.public.fotki.com/vanilla03/
Cпасибо
B альбомчике все зонтики мой. и типерь я 1-oгo вязy крючком.
A вот этот плелa по фриволите:
_________________ http://www.public.fotki.com/vanilla03/
А не расскажете ли, из каких ниток Вы его вязали и как кайму пришивали?
Cпасибо.
Bязy я из MAXI или cotton ниток. Oни лyчшиe. A кайму пришивалa pyкaми c иглой.
A зонтикax я придyмывaю caмa. Это прocто мои идеи. _________________ http://www.public.fotki.com/vanilla03/
супер! . Интересно, а у китайцев или японцев есть рукодельные сайты посвящённые фриволите? было бы оч интересно глянуть, что они делают, какими ссылками делятся.
(Просто китайцы,японки такие рукодельницы, очень креативный народ. Я помню бисером увлекалась и наткнулась на их сайт по бисеру, такие вещи они там делали классные, необычные идеи и тд.)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы